Флеш поддержка

Почему прекращается поддержка Flash Player: полный разбор

Флеш поддержка

На закате одной из самых значимых для интернета технологий вспомним о том, что представляет собой Flash Player, за что он отвечал, почему возникли вопросы к его безопасности и как в итоге сложилась нелегкая судьба программы.

История Flash Player

Flash в своем изначальном проявлении – это программа для изображения векторной графики, разработанная компанией FutureWave. Тогда создатели приложения быстро смекнули, что векторная анимация в лице Flash может составить конкуренцию популярной на тот момент программе Macromedia’s Shockwave Player, и добавили в свой продукт схожую функциональность.

Но Macromedia в итоге выкупила программу и провела ребрендинг. Затем добавила в нее много новых возможностей. В частности, скрипты, позволившие превратить Flash из проигрывателя забавных анимаций в полноценный инструмент для разработки приложений.

Популярность Flash вознеслась до небес. Тысячи игр, мини-приложений и роликов в сети были созданы благодаря этой технологии. В 2005 году программу приобрела компания Adobe и внедрила в нее еще одну порцию новшеств: поддержку 3D-графики и более широкие возможности по настройке скриптов.

В 2008 Adobe попыталась превратить Flash в новый продукт с названием Adobe AIR, но тут же столкнулась с целой серией проблем, сорвавших грандиозные планы компании. Появились серьезные конкуренты и не менее серьезные проблемы, связанные с безопасностью Flash.

Что убило Flash?

Процесс «умирания» Flash начался давно. Он длится уже 12 лет и вот-вот должен закончиться. По информации от Adobe, великое событие случится 31 декабря 2020 года.

В этот день разработчики окончательно откажутся от обновления и поддержки своего детища.

Примерно в это же время от поддержки Flash окончательно избавятся популярные браузеры, что и станет последним гвоздем в крышке гроба печально известного продукта.

Так что же произошло? Почему Flash так не взлюбили? Почему технология, сумевшая стать одной из самых быстро растущих в интернете, в скором времени уйдет на покой? Да еще и под ликование всех, кто как-то связан с интернетом (кроме компании Adobe, конечно).

Убийство Flash было спланировано давно. И киллеров было сразу несколько. Первый появился еще на заре успеха технологии, второй пришел неожиданно в 2007 году вместе с новым поколением устройств (смартфонами с емкостными сенсорными экранами). Третий появился чуть позже и стал главным конкурентом Flash.

Flash небезопасен

Когда браузер загружает флэш-файл, Flash запускает собственный процесс с отдельным контейнером памяти внутри браузерного приложения.

Злоумышленники этим активно пользовались, постоянно отыскивая новые способы добраться до блоков памяти и получить контроль над системой целиком (не только браузером, да).

В связи с этим пользователи все чаще начали задаваться вопросом: «А безопасно ли использовать Flash?».

И таких уязвимостей во Flash было так много, что ни сама Adobe, ни другие причастные корпорации не поспевали с выпуском обновлений. Раз за разом технологические гиганты выпускали патчи, закрывающие критические дыры в безопасности приложения, но это помогало лишь на время.

Механизм работы Flash в целом не соответствовал стандартам безопасности в сети. Сдерживать катастрофу стало невыносимым, поэтому Adobe решила избавиться от него, сохранив только часть функциональности в другом своем продукте – AIR. Это был первый гвоздь.

Стив Джобс не любил Flash

У технологии Флэш был именитый ненавистник, повлиявший на судьбу детища Adobe. Основатель компании Apple резко высказывался против Flash и не скрывал нелюбви к проекту Adobe.

В 2007 году Apple анонсировала выход революционного смартфона с емкостным экраном на базе фирменной операционной системы. Тогда же Джобс заявил, что iOS никогда не получит поддержку Flash (так и вышло).

Apple не хотела видеть Флэш в iOS сразу по трем причинам:

  1. Обилие брешей в безопасности программы.
  2. Нежелание зависеть от продуктов сторонних разработчиков.
  3. Потенциальное избыточное потребление энергии.

Мобильный браузинг становился все популярнее, а Apple играла в его развитии значимую роль. Поэтому отказ компании Джобса от Flash оказал заметное влияние на его популярность. К тому же Apple способствовала появлению новых альтернативных технологий, чем снизила шансы продукта Adobe на выживание.

На дворе был HTML5

К моменту «заката» Flash в активной разработке находился проект HTML5. Он частично разрабатывался как альтернатива Флэш для проигрывания видео в браузерах без использования плагинов от сторонних разработчиков.

В комбинации с CSS, JavaScript, OpenGL и другими веб-технологиями HTML5 быстро превратился в полноценную альтернативу Flash. Его хватало, чтобы выполнять те же задачи, которые раньше возлагались на плечи Флэш.

Встроенные решения оказались безопаснее, шустрее и удобнее в разработке, чем то, что использовалось ранее, поэтому продукт Adobe быстро отошел на второй план.

К тому же разработчики браузеров поддерживали повсеместное внедрение HTML5.

Можно ли использовать Flash без риска для компьютера?

Без риска не получится. Как я уже сказал выше, угроза безопасности лежит чуть ли не в основе кода Флэш.

Чтобы этот продукт перестал быть зияющей дырой в безопасности, нужно переписывать его с нуля, но в этом нет никакого смысла, ведь появились аналоги на голову выше качеством.

Если не хочется становиться жертвой злоумышленников и вирусов, надо шагать вместе с прогрессом, отказавшись от устаревшего и небезопасного ПО.

Flash пока работает. То, что произойдет 31 числа – завершение активной стадии разработки. Adobe прекратит поддержку и развитие своего рассадника цифровой заразы, но контент на его базе будет жить еще какое-то время. Браузеры потихоньку отключают плагин окончательно, блокируя возможность подключить его заново.

Что случится с интернетом, когда Flash наконец-то «умрет»?

Ничего радикального. Давайте на чистоту – часто ли вы видите сайты, требующие для работы Флэш? Сейчас даже самые захудалые видеохостинги с пиратскими фильмами работают на базе HTML5 с JavaScript и не требуют установки дополнительного ПО для работы.

Так что в масштабах интернета не произойдет ничего страшного. Я бы даже сказал, едва ли кто-то заметит отсутствие устаревшего плагина. А если и заметит, то не особо от этого пострадает.

Но это опять же при размышлении в глобальном плане. Мы не можем исключать тех, кто все еще зависит от продукта Adobe, причем с обеих сторон. И со стороны тех, кто потреблял Flash-контент, и со стороны тех, кто его создавал.

Что делать пользователям?

Если вы оказались среди зависимых от устаревших расширений Adobe (играете в старые браузерные игры, к примеру), то есть несколько путей облегчить ситуацию.

  1. Отказаться наконец-то от Flash-игр в пользу современных альтернатив на базе новых технологий.
  2. Сменить привычный видеохостинг на более современный.
  3. Запускать Flash-контент локально, не подключаясь к сети и не используя подозрительные сайты.
  4. Дождаться, пока разработчики любимых сайтов переведут свои проекты на новое «шасси» в виде JS и HTML.

Все 4 варианта должны спасти вас от мук расставания с Flash. Благо интернет за последние 10 лет изменился и адаптировался под грядущие похороны Флэш.

Что делать разработчикам и администраторам сайтов?

Выучить наконец-то теги HTML5 и освоить в полной мере возможности JavaScript, чтобы вытащить сайт из 2010 года. Да, разработка на Flash была простой и удобной, но другие технологии незначительно сложнее.

В крайнем случае можно обратиться за помощью к веб-дизайнерам, занимающимся созданием онлайн-ресурсов под ключ. Все, что у вас написано на Flash, они перепишут, используя «нормальные» инструменты.

Замена Adobe Flash Player

Решившись наконец-то отказаться от разработки Adobe, вам стоит изучить доступные альтернативы.

  • Для проигрывания медиа. Мы уже выяснили, что HTML5 неплохо справляется с ролью Флэш. В первую очередь это касается проигрывания видео- и аудиоматериалов. Для этого используются теги.
  • Для векторной графики и анимации. За векторную графику сейчас отвечает SVG. Это формат, позволяющий адаптировать изображение под любое разрешение. При использовании вкупе с JavaScript и CSS, SVG-изображения можно анимировать. Такой подход не нагружает процессор и полностью безопасен.
  • Для взаимодействия с пользователем. Все, что можно реализовать во Флэш, реализуется в стеке технологий HTML5, CSS и JavaScript. С помощью них можно создавать мини-приложения для взаимодействия с посетителями сайта.

А можно оставить flash?

Крайне нежелательно, но можно. Ведь компания не сможет уничтожить весь существующий контент или запретить его воспроизводить.

Запрещать будут браузеры и программы, так или иначе связанные с Flash. Поэтому обойти такие ограничения можно, и это не так уж сложно по большому счету.

Вот, что можно предложить луддитам (людям, ненавидящим прогресс):

  1. Оставить старый браузер и не устанавливать патчи, блокирующие Флэш.
  2. Загрузить браузер в духе Waterfox или Pale Moon, разработчики которых принципиально не блокируют Flash Player и не планируют этого делать, пока в сети есть соответствующий контент.
  3. Установить утилиту AIR Helper от самой Adobe.
  4. Использовать ПО на базе Adobe AIR.

Но такие методы стоит использовать на свой страх и риск. Flash небезопасен, и я не рекомендую использовать его в 2020 году. Весь мир отказывается от него не просто так. 

Источник: https://timeweb.com/ru/community/articles/bezopasno-li-ispolzovat-flash

Flash окончательно умрёт 31 декабря. Пока есть время, энтузиасты спасают его цифровое наследие в виде тысяч флэш-игр — Интернет на TJ

Флеш поддержка

Когда-то на Flash не просто держался интернет — он помогал людям воплощать свои идеи в анимации. И теперь главное, чтобы эти «памятники эпохи» не пропали навсегда.

31 декабря окончательно «умрёт» Flash: 2021 год начнётся с полного отказа от Flash Player, прекращения поддержки и удаления программы с сайта Adobe, а с 21 января добавится ещё и блокировка воспроизведения оставшегося Flash-контента. Пользователи уже получают напоминания о том, что им стоит удалить плагин со своих устройств.

8 декабря Adobe выпустила последнее обновление плеера, в котором поблагодарила пользователей за всё то, что они создавали с помощью Flash.

Особенно это касается тысяч игр и мультфильмов конца 90-х—начала 2000-х: можно сказать, что платформа сильно помогла сформировать тот интернет, который мы знаем сейчас.

Adobe в финальном обращении тоже подчеркнула ключевую роль Flash в развитии современного веб-контента.

«Смерть» Flash — это окончательный переход от эпохи «старого интернета» с плеером Winamp, флеш-плеером и другими классическими элементами.

Но отказ от платформы означает и то, что тысячи легендарных проектов на Flash могут пропасть навсегда.

К счастью, Adobe о своих планах объявила ещё в 2017 году, и уже три года энтузиасты занимаются тем, что пытаются сохранить «наследие Flash» для истории и ностальгии.

Flash в 1996 году создал американец Джонатан Гэй. В школе он мечтал быть архитектором, но затем узнал, что архитекторы ничего не строят сами, и переключился на компьютеры. Программирование казалось Джонатану идеальной смесью из дизайна и «строительства». Уже в старших классах он создал графический редактор на языке Pascal и выставил его на школьной ярмарке.

В 1993 году, уже будучи программистом, Гэй с коллегами основал компанию FutureWave Software с планами по доминированию на рынке графического ПО. Сначала выпустили программу SmartSketch, а в 1996 году — сервис для создания анимации для всемирной паутины FutureSplash Animator. Через несколько месяцев компанию Гэя выкупила Macromedia и переименовала FutureSplash Animator в Macromedia Flash.

В следующие годы Flash стремительно набирал популярность в сети: его встраивали во многие популярные сайты и основные браузеры, чтобы корректно отражались интерактивные веб-страницы и загружались видео с музыкой. К началу 21-го века сложно было найти компьютер, на котором бы не было поддержки Flash в каком либо виде.

«[Flash] был одной из тех программ, которую приходилось ставить, чтобы интернет работал правильно. Если у тебя её не было, ты не мог смотреть видео или слушать музыку», — вспоминал журналист The Next Web Оуэн Уильямс. А активное распространение и развитие интернета в начале 2000-х сделало программу ещё важнее.

В 2005 году компания Adobe приобрела Macromedia, и Macromedia Flash превратился в Adobe Flash. Казалось, что позиции платформы пошатнуть невозможно: если изначально она создавалось как инструмент для разработки и анимации, то к тому времени она превратилась в важнейший элемент воспроизведения мультимедиа в сети.

Затем пришла эпоха смартфонов, и одновременно с этим — закат Flash. Против него выступал Стив Джобс: первые айфоны не получили поддержку Flash (да и остальные тоже), а в 2010 году он ещё и выпустил колонку «Мысли о Flash», где сильно критиковал платформу. Разработчики тем временем стали склоняться к другим стандартам вроде HTML5.

В дальнейшем все новости о Flash — это новости падения. Технология умирала почти 10 лет: от неё отказывались платформы, сайты, браузеры и разработчики, её обвиняли в многочисленных уязвимостях и проблемах с безопасностью. Именно из-за этого Adobe и просит пользователей обязательно удалить Flash, а не сохранять его после прекращения поддержки.

Для современного интернета не нужен Flash — его постепенно заменили другие технологии. А вот для интернета прошлого он необходим, что поставило под угрозу всё то, что люди создавали 15-20 лет назад.

Говоря о Flash, люди часто вспоминают его как платформу для создания игр и мультфильмов. «Золотым веком» этой эпохи считается начало-середина 2000-х годов, и создавали проекты не только профессионалы, но и десятки тысяч любителей, которые создавали миллионы небольших проектов.

«Flash предлагал инструменты для создания анимации и разработки игр людям, у которых их никогда не было», — подчёркивает создатель Newgrounds Том Фулп. Проектов было очень много, они были очень разные, от стандартных головоломок и гонок до экспериментальных проектов. Некоторые из них в интернете вспоминают до сих пор.

У любой флэш-игры была возможность получить огромную популярность. Flash Player стоял на большинстве компьютеров либо в виде отдельной программы, либо в виде плагина для браузера. Дома, в школе, вузе, офисе — везде можно было начать играть в пару кликов. У авторов игр не было необходимости в издателе — они распространялись либо через сайты, либо локально между пользователями.

Тогда, в начале 2000-х, была идея, что каждый может просто зайти в браузер и включить игру. И дело не в том, что чего-то подобного нет сейчас. Просто в то время, когда Flash находился на пике, он был реально повсюду.

Популярность игр породила крупные флэш-порталы вроде Addicting Games, Kongregate и Newgrounds, они же со временем стали уходить в сторону лицензионного контента от студий.

Глава Addicting Games вспоминал, что в неделю на сайте появлялось несколько десятков игр, и каждый релиз приводил к большому всплеску трафика.

Какой-то из проектов был неудачным? Не проблема, помимо него на сайте уже находились сотни игр, на которые можно переключиться по клику.

К концу 2000-х крупнейшие флэш-игры приносили создателям до 100 тысяч долларов, а для работы над проектами набирались штаты разработчиков. Внедрялись даже внутри игровые покупки — прародитель системы free-to-play.

Но то, что казалось началом формирования полноценной индустрии, на деле оказалось эпохой заката эпохи Flash.

«Когда пришли большие деньги — всё остальное развалилось», — говорит Эдмунд Макмиллен, автор Super Meat Boy и The Binding of Isaac.

В итоге примерно с 2012 года количество игроков на флэш-порталах стремительно сокращалось. Браузерные игры переходили на HTML5, разработчики ушли делать игры для соцсетей, мобильных платформ, Steam или консолей. А видные флэш-аниматоры открыли каналы на или ушли в профессиональную индустрию.

Соавторы книги «Flash: строительство интерактивной сети» Джон Мюррей и Анастасия Солтер подчёркивают — флэш-игры помогли создать тот интернет, который мы знаем сейчас.

Бум инди-игр с распространением через Steam во многом похож на Flash-эпоху, а разработчики флэш-игр стали авторами заметных инди-проектов.

Из флэш-сообщества вышли создатели таких игр, как Hollow Knight и Super Meat Boy, а любительские эксперименты с игровым процессом в итоге стали частью индустрии (флэш-игру Crush the Castle называют прародителем Angry Birds).

Во Flash больше всего привлекала возможность создать что-то за короткое время, и это что-то порой было визуально впечатляющим. Таким образом, вы могли почти мгновенно сделать что-то доступное и захватывающее, а затем ещё и сразу загрузить это в сеть. И сотни тысяч людей начинали играть в ваш проект.

Более того, «золотое время Flash» предопределило мобильную эпоху: как раньше подавляющее количество ПК могло запускать флэш-игры, так и сейчас подавляющее число владельцев смартфонов могут получить любую игру через App Store или Google Play. «Теперь же многие игры рискуют исчезнуть навсегда, как мимолётное явление эпохи растущего интернета. И для многих это станет потерей, невосполнимым пробелом игровой культуры», — пишет Wired.

В июле 2017 года Adobe объявила, что окончательно «добьёт» Flash 31 декабря 2020 года. Это поставило под угрозу целый пласт цифровой культуры, которая хоть и объективно устарела, но имела право остаться в истории сети. С флэш-мультфильмами дело проще — наиболее популярные из них перенесли на . А вот спасать от уничтожения флэш-игры вызвались энтузиасты.

https://www.youtube.com/watch?v=8SI8b2XYVig

Среди «спасателей» — 26-летний австралиец Бен Латимор. Он застал золотую эпоху Flash в школе: по его словам, консоли у него не было, а многочисленные сайты в браузерными играми не могли заблокировать в школьной сети. «По одному щелчку мыши я получал доступ к тысячам игр, в которые можно было сыграть через браузер», — вспоминал Латимор.

Узнав о скором отказе от Flash, в 2017 году Бен стал чаще сидеть на форумах, посвящённых ностальгическим играм.

Там он познакомился с единомышленниками — программистами, которые не хотели, чтобы флэш-контент просто исчез, будто его никогда не было.

Вместе они придумали Flashpoint — «комплексный архивный проект с играбельным музеем, максимально защищённым от смерти и отключения флэш-игр от серверов».

Сейчас проектом занимается команда из 100 разработчиков-волонтёров, а ещё несколько тысяч энтузиастов участвуют в жизни Flashpoint на дискорд-сервере. «Кураторы» находят игры, которые стоит сохранить в истории, а программисты делают всё для того, чтобы их можно было открыть после «смерти» Flash Player. К концу 2020 года авторы Flashpoint сохранили около 70 тысяч игр.

Латимор объяснял журналистам из Polygon систему Flashpoint, и она более комплексная, чем может показаться на первый взгляд. По сути, это сочетание трёх программ, которые вместе «притворяются интернетом», заставляя флэш-игру думать, что она запущена на исходном сервере.

Первую часть — лаунчер — видит игрок, а сервер загружает «фейковый интернет». А редиректор уже связывает их вместе. Создатель Flashpoint отмечает, что архив можно было бы легче реализовать на каком-нибудь крупном сайте с каталогом флэш-игр, но ресурсы вроде Newgrounds «ничего для этого не делают».

Помимо технических препятствий, энтузиасты сталкиваются с другим барьером — авторскими правами. Некоторые студии недовольны, что их проекты распространяют бесплатно, пусть даже и с благой целью.

«То, что вы занимаетесь благородным делом, ещё не даёт право присваивать контент без согласия его создателей», — говорит глава студии Nitrome Мэттью Аннал.

По его словам, в компании изучают возможность самим архивировать свои игры, но до отключения Flash они бы хотели зарабатывать на них.

Пиратство — неизбежная мера, когда речь заходит об архивировании игр, отмечает директор музея Искусств и цифровых развлечений Алекс Хэнди. Он напоминает, что весь софт из 1980-х для Atari ST сохранился только благодаря пиратам, переписавшим его на дискеты. Если не позаботиться о флэш-играх заранее, то их может постичь судьба немых фильмов в XX веке: 75% из них утеряны навсегда.

Ice Breaker — одна из самых популярных флэш-игр Nitrome

Латимор говорит, что ему «нетрудно понять» аргументы студий, которые против бесплатного распространения своих созданий. И в общий каталог Flashpoint не вносят проекты, авторы которых выступают против архивации. Но часть игр Nitrome Бен всё же планирует сохранить: «На всякий случай».

  • Один из крупнейших репозиториев флэш-игр Armor Games объявил о переходе на эмуляцию, чтобы «смягчить последствия» от отключения Adobe Flash.

    Для этого будут использовать open-source проект Ruffle, но в компании ожидают, что далеко не все проекты на сайте останутся играбельными;

  • Разработчик Джонас Ричнер создал сайт «Как флэш-игры сформировали игровую индустрию».

    Это своеобразный цифровой памятник эпохи: он кратко рассказывает об истории флэш-игр, а две тысячи знаковых проектов автор расположил в хронологическом порядке, графически показав, какие были наиболее популярны. Помимо этого, Джонас поговорил с десятками создателей культовых флэш-игр и попросил их рассказать о том времени;

  • В ноябре «архив интернета» (The Internet Archive) начал сохранять на своём сайте флэш-анимацию и игры. Работают они тоже на эмуляторе Ruffle, а авторам проектов предлагают загрузить свои работы на сайт самостоятельно, чтобы сохранить их в истории.

#истории #соцсети #интернет

Источник: https://tjournal.ru/internet/247367-flash-okonchatelno-umret-31-dekabrya-poka-est-vremya-entuziasty-spasayut-ego-cifrovoe-nasledie-v-vide-tysyach-flesh-igr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.